Все отзывы о фильме Хороший, плохой, злой

Il buono, il brutto, il cattivo (1966, Италия, Испания, Германия, США) , IMDb: 8.8

Рецензия «Афиши» на фильм

UNTOXIC УНИЧТОЖАЕТ ПАРАЗИТОВ И ВОССТАНАВЛИВАЕТ ОРГАНИЗМ
7 часов назад
ЖИР ГОРИТ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНИРОВОК
7 часов назад

В самый разгар американской Гражданской войны из разных мест, но в одном направлении движутся Хороший (Иствуд), безымянный вольный стрелок с весьма своеобразным чувством справедливости, Злой (Уоллак), мексиканский беспредельщик, находящийся в розыске по всем штатам, и Плохой (Ван Клиф) — примкнувший к северянам наемник-садист с улыбкой кобры и глазами ангела. В последней дуэли они сойдутся у безымянной солдатской могилы, где зарыт ящик с золотом.

Заключительную часть «долларовой» трилогии Леоне следует, строго говоря, считать приквелом: иствудовский Человек Без Имени облачается в знакомое по предыдущим сериям и ни разу не стиранное пончо только в финале. Но как ни тасуй серии, «Хороший…» все равно останется квинтэссенцией спагетти-вестерна, фильмом во всем избыточным, циничным, кровавым, а в самых неожиданных и жестоких местах — еще и невероятно смешным. «Есть два сорта людей: у одних заряжены пистолеты, другие копают… Ты — копаешь». Бесчестная и неопрятная погоня за сокровищем оборачивается полнокровной одиссеей Дикого Запада, каким он, понятно, никогда не был, но навечно запомнился по блистательной подделке, во много раз превосходящей «аутентичные» американские первоисточники. И при слове «вестерн» после Леоне в ушах будет звучать уже не бренчание корневого кантри, а истеричная тема Эннио Морриконе, для которой маэстро перевел в нотные знаки истошный вой хитрого, тощего и вечно голодного техасского койота.

Лучшие отзывы о фильме «Хороший, плохой, злой»

«Хороший, Плохой, Злой», — один из самых вдоль и поперёк исследованных фильмов. Это картина, формирующая в восприятии множества людей в мире образ американской нации, как творчество Гоголя формирует образ Украины и украинского народа. Редкая птица долетит до середины Днепра с ящиком взрывчатки. Можно предположить, что огромное количество людей на вопрос: «Какой вестерн вы помните?» назовут этот фильм.

Сложности начинаются уже с русского перевода названия, которое точнее звучало бы как «Хороший, Плохой, Мерзкий». И это бы ладно. Это не вестерн, а спагетти-вестерн, и не американский фильм, а итальянский, — снятый итальянским режиссёром Серджо Леоне в первую очередь для европейской аудитории. К 1966 году собственно вестерны уже почти закатились, появился вторичный жанр — спагетти-вестерн. Фильмы в основе которых сюжеты европейской или японской классики, пересказанные в стиле вестернов для европейцев. Внезапно, именно «Долларовая трилогия» Серджио Леоне понравилась и самим американцам. Но только не американским кинокритикам, которые поначалу удостоили картину букета уничтожающих отзывов.

Фильм Леоне про США времён войны Севера и Юга похож на фильм Тарковского «Сталкер» в смысле самостоятельности и далёкого ухода от всех возможных первоисточников и образцов, если в данном случае за первоисточник считать американский вестерн. Наверняка Тарковский этот фильм с его длинными и неподвижными планами, смотрел очень внимательно.

Картина рассказывает историю трёх людей, которых можно назвать разбойниками, хотя это очень разные разбойники. Они появляются в порядке, обратном названию, то-есть сначала появляется «Злой» или Мерзкий, который в совершенно пустом и разрушенном войной городе убивает сколько-то подобных себе разбойников и скрывается. Мерзкий современному русскому зрителю должен показаться самым понятным и родным. Бесхитростный лжец, абсолютный эгоист, на фоне двух других подкупающий своей простотой или бесхитростностью своей логики. Леоне пригласил на роль Мерзкого Илая Уоллака (по-еврейски — Эли Валаха), считая, что он обладает чаплинским комическим дарованием, может быть его персонаж по замыслу отвечает за смешную сторону зла. Сам Уоллак рассказывал о сцене в оружейном магазине, где он долго выбирает себе пистолет, потом конечно за него не заплатив, что он до того вообще не имел дела с оружием и ничего в нём не понимал. Леоне сказал — импровизируй. Уоллак понятия не имел, насколько осмысленно то, что он делал в кадре, но Леоне понравилось.

Другое дело, появляющийся за ним Плохой. Он же — Сентенца, он же Глаза Ангела. Абсолютное зло. Профессионал, убивающий людей не из садистского удовольствия, но лишь соблюдая правила своей профессии, то есть «ничего личного, только бизнес». Про Ли Ван Клифа, исполняющего роль Сентенцы, Леоне говорил, что «Его взгляд прожигает дыры сквозь экран». Он появляется во второй части трилогии, где вместе с Иствудом составляет дуэт положительных главных героев. Сентенца остался самой значительной ролью Ван Клифа. Многозначительность, скрытая сила персонажа Ли Ван Клифа неразрывно связана с его жизнью. Он начал сниматься в ролях второстепенных злодеев в простых и незатейливых вестернах в 1952 году. В 1958 году он попал в страшную аварию, в которой переломал ноги так, что потом мог двигаться только превозмогая боль. Его карьера, как казалось, была похоронена и к тому моменту, когда его нашёл Леоне, он был никому не нужным пьяницей, при этом работая художником голливудского отеля. Две роли в «Долларовой трилогии» вернули его в кино.

КАК Я ПОХУДЕЛА НА 30КГ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНЕРОВОК
6 часов назад
ЖИР ГОРИТ БЕЗ ДИЕТ И ТРЕНИРОВОК
8 часов назад

И конечно Хороший, который начинает с того, что сначала спасает Мерзкого от напавших на него охотников за головами, потом сам за деньги сдаёт его в руки закона, после чего на Мерзкого вешают все местные «глухари», Хороший спасает его от виселицы, перестрелив верёвку, делит с ним деньги, полученные за его сдачу, повторяет этот трюк сколько-то раз, а потом бросает Мерзкого со связанными руками среди пустыни. Такой вот противоречивый, который «Хорошим» может называться лишь на фоне остальных двух. Изначально в роли безымянного Хорошего Леоне видел Генри Фонду или Чарльза Бронсона, но на них ему не хватало денег, поэтому он обратился к Иствуду, который к тому времени успел исполнить роль в телесериале «Сыромятная плеть» о жизни перегонщиков скота.

Иствуд вёл себя нагло, откровенно вмешивался в работу Леоне и диктовал свои условия. Так или иначе, на «долларовой трилогии» он сделал себе имя, позже только укрепил свои позиции, сыграв Грязного Гарри, но настоящих вершин достиг именно как режиссёр, продолжая при этом исполнять главные роли, но уже подчиняясь лишь самому себе. Леоне не заплатил актёрам, участвовавшим в сложнейшем озвучании фильма, все диалоги записывались после съёмок отдельно, как не заплатил и режиссёру озвучания. Вероятно из-за этого Иствуд больше у него никогда не снимался, зато в следующем фильме Леоне «Однажды на диком западе» снялись его любимые Фонда и Бронсон.

Трое главных персонажей — очень одинокие люди, меньше всего становится известно про Плохого, кроме того, что у него за плечами богатая история ассасина. Они блуждают по жизни, не привязанные к какому-либо месту. У каждого его дом — седло. И это важная часть американского менталитета, уловленная итальянцем. Американцы очень мобильны, в том числе по сравнению с европейцами, и тем более — по сравнению с русскими.

За каждым персонажем ощущается его предыдущая биография. Это очень ярко проявилось в фильме «Семь самураев» Акиры Куросавы. Первый фильм «долларовой трилогии» Серджио Леоне — «За пригоршню долларов» был римейком фильма Куросавы «Телохранитель». Таким образом, итальянский режиссёр, сделал римейк японского фильма, перенеся его действие в США и сделав из него вестерн.

В фильме есть историческая тема, — действие развивается на фоне войны Севера и Юга. Можно видеть, какая это настоящая гражданская война, то есть война своих со своими, людей, говорящих на одном языке. При этом, война для героев фильма является не более чем фоновым обстоятельством. Для Хорошего, Плохого и Мерзкого, цели и задачи этой войны абсолютно неинтересны. Они просто учитывают — в какую форму надо переодеться и что кричать при встрече с войсками, если хочешь попасть на ту или иную территорию. То есть на фоне войны есть параллельная жизнь, которой до этой войны в общем нет дела. Это кажется странным россиянину, знающему о Гражданской войне на развалинах Российской империи, воспитанному на советской литературе об этой Гражданской войне.

Кое в чём «Долларовая трилогия», которую завершает фильм «Хороший, плохой, злой», опередила своё время и предвосхитила сегодняшние тенденции в кинопроизводстве и культуре вообще. Итальянский режиссёр снимал фильмы с американскими актёрами в Испании, в местности, где почти никто не говорил по-английски. Серджо Леоне совсем не говорил по-английски, никто из американцев не говорил по-итальянски. Только Илай Уоллак объяснялся с режиссёром на плохом французском, который он немного знал. Сам Иствуд общался с режиссёром с помощью переводчицы-польки, говорившей на множестве языков, а английский выучившей от американских солдат в конце Второй Мировой.

Съёмки натурных сцен фильма проходили в Испании. Город, в котором происходит большая часть действия, выстроен с нуля на юге Испании, в Альмерии и до сих пор остаётся туристической достопримечательностью. Другие сцены снимались на свере Испании, в районе Бургоса. В съёмках принимала большое участие испанская армия. Музей испанской армии снабдил съёмочную группу историческим оружием. В фильме есть эпизод, в котором южане и северяне сражаются на речном мосту, который Хороший и Мерзкий взрывают, чтобы война переместилась в другое место и не мешала их собственным планам. Мост построили испанские солдаты (также как и кладбище, на котором происходит финальная дуэль). Из-за того, что съёмочная группа говорила по-итальянски, а организующие взрыв солдаты — по-испански, возникло нелепое недоразумение и мост взлетел в небо в момент, когда камеры были выключены. Испанский офицер признал свою вину, мост был построен заново и взорван ещё раз.

В XIX веке архитекторы обратились к старине и древности. Они посмотрели на древнюю архитектору несколько отстранённо, не как на святыни, которые можно только воспроизводить, не отступая ни на йоту. Они попытались анализировать архитектурное наследие, вычислить какие-то формулы, они осуществили синтез этого наследия. Так появился стиль Ар-нуво, новое искусство, оно же модерн. В Марфо-мариинской обители, которая непосвящённому покажется невероятно древней, Щусев использовал элементы из разных древне-русских архитектуцрных традиций, которые не имели шансов встретиться в одном здании тогда, когда эти традиции были живы. С этим созвучно то, что Леоне сделал с вестерном, скрестив американское кино с японским, добавив итальянского неореализма, и сняв это в Испании и Италии. Получилось мощно.

ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ СТАРЕНИЕ И УБРАТЬ МОРЩИНЫ
7 часов назад
ПРОСТОЙ СПОСОБ ПОБЕДИТЬ СТАРЕНИЕ И УБРАТЬ МОРЩИНЫ
9 часов назад

Читайте также